Беседа двадцать вторая




Эзотерический анализ мировых религий

Обратно к содержанию


Б Е С Е Д А    Д В А Д Ц А Т Ь    В Т О Р А Я


Символ веры - основной источник, откуда мы узнаем, чему учил Будда и о чем говорит это учение. Он имеет 4 раздела.
1. учение о страданиях.
2. Учение о происхождении страдания.
3. учение об уничтожении страдания.
4. практический путь к уничтожению страдания.
Основная идея буддизма открывается в его отношении к физическому миру. Это отношение - сугубо пессимистический взгляд на жизнь. Буддизм не видит никаких радостей в земной жизни.
Есть еще одна особенность, которая отличает это учение от христианства. Буддизм – учение, возникшее в Индии, которая тысячелетия имела глубинную философскую традицию, большое число духовных направлений, школ, методов. Философская мысль буддизма направлена к человеку, способному размышлять, т.е. к интеллектуальному человеку. Будда обращался к интеллектуальному, философски размышляющему человеку. Человеку уже устремленному к духовному развитию. Уйти в монашество мог человек, который уже практически готов порвать с этим миром. Это учение для разумного и уже ставшего на путь духовного развития человека.
Если вы прочтете Сутры - это основная книга буддизма, то увидите, что тексты очень сложные. Разобраться в учении невероятно сложно. Обычный мало образованный человек просто не сможет ничего понять. Это учение для философского разума и для человека, который сделал конкретный выбор.
Через 650 лет пришел новый учитель. Учение Иисуса дано для мало развитых масс. Дано людям очень далеким от духовного развития. Поэтому методы совсем другие. Почти полностью перенесено учение Будды, но конечно, интерпретация учения совсем иная. Отсюда «блажены нищие духом, ибо их царствие божье». Знание для не развитых людей.
Следовать буддизму можно, если человек полностью порывает с миром. Он должен стать монахом. Учение Иисуса дано для обычных людей, для мирян. Для того, чтоб им тоже дать путь развития, чтоб повернуть к нравственной стороне, приподнять саму жизнь человека.
Основное требование к последователям буддизма – не стремиться к радостям ни земным, ни небесным. Быть невозмутимым, ничему не удивляться. Ничем не возмущаться, ни к чему не стремиться, ничего не желать.
Естественно, жить по этим требованиям может только тот человек, который сделал окончательный выбор, который склонен отречься от мира. С буддизмом не совместимы чувства привязанности и любви к каким-либо личностям. Для буддиста все равно кто стоит рядом с ним. Одинаково бесстрастное отношение. Чувство личной любви совершенно не совместимо с буддизмом, так же как и чувство ненависти. Эти чувства привязывают к людям, а любая привязанность - источник страдания. Кто то из близких может заболеть, кто-то умереть, с кем-то придется расстаться. Жизнь вообще такова, что приносит страдание.
Но только внешне кажется, что буддизм - это эгоистичное, сухое и жесткое учение. Буддизм настаивает на самой интенсивной любви ко всему вокруг. К людям любых вер и наций, к животным, вообще ко всему живущему в этом мире.
Давайте, сравним буддийские молитвы. В отличие от христианских, мусульманских и иудейских, они не нацелены на свою персону. Молящийся буддист ничего не клянчит у бога. Молитва приблизительно такая:« Да будут счастливы все существа, да живут они в радости и довольстве».
На тему всеобщего благоденствия, гармонии буддист медитирует. Это цель существования буддийского монаха. Еще одна молитва.
«Да будут счастливы все видимые и невидимые, живущие близко и живущие далеко, рожденные и еще только собирающиеся родиться. Пусть все они будут счастливы.»
Молящийся буддист не просит ничего для себя, он подчиняет всю свою жизнь для того, чтоб содействовать гармонии существования в целом. Вот еще один пример буддийской молитвы. «Пусть никто не обманывает других. Пусть никто и нигде не обижает других, пусть никто не будет гневен, злобен, не вредит другим».
Хочу обратить ваше внимание на разницу в молитвах. Христианская церковь настаивает на том, что молитва к богу – это путь спасения и решения многих личных проблем. Приходит человек в церковь и ему кажется, что он является истинным верующим. Он ставит свечу, перед иконой и подобно древнему дикарю и так же как тот, уверен, что дух этой иконы должен помочь в решении его бытовых проблем. Свеча, как в древнейшие времена – символ жертвы духу.
Как вы думаете, какова энергия этой молитвы, насколько она может одухотворить самого человека и этот мир? При этом церковь убеждает всех, что таким образом человек совершает раздуховное действие.
Предположим, собираются сто буддийских монахов и одновременно молятся о мире, о добре, о помощи всем. Это другая по уровню вибраций молитва и оказывает ли она какое-то положительное влияние на мир? Без сомнения оказывает.
В христианских монастырях, там, где жили высокого уровня развития старцы, духовные наставники, их молитвы тоже оказывали положительное влияние на других людей и на окружающую среду. Но, только они никогда не молились о решении своих бытовых проблем. Они молились об укреплении их веры, стойкости. Это уже самовнушение.

Буддийский монах очень спокойно, терпимо относится ко всем проявлениям жизни. Он смотрит на все события как на естественное свойство жизни, как на источник неизбежного разрушения. Поэтому он не гневается, не возмущается.
Одно из требований Иисуса к своим слушателям « подставить одну щеку, когда тебя ударят по другой» - это отсюда, это тоже из буддизма. Монах должен спокойно, бесстрастно терпеть оскорбления, неудачи, обиды, без раздражения и безропотно. Это основное требование к буддийскому монаху. Это отношение исходит из знания закона Кармы. Если тебя ударили по щеке, вероятно, это ответный кармический удар. Зная это, необходимо спокойно отнестись к этому факту, не отвечая, в таком случае кармический долг будет возвращен и связь прекратится.
К жизни буддист относится как к потоку. К динамическому явлению, которое приносит бесконечные изменения.
Подлинный буддист относится равнодушно к прошлому, настоящему и будущему. Никогда не привязан к прошлому, никогда не думает о будущем, потому что жизнь воспринимается как закономерный процесс, а не как набор случайностей. Это отношение к жизни приносит ему состояние внутренней свободы, мудрость и могущество. Если вы сможете так же относиться к жизни, у вас появится состояние не привязанности ни к настоящему, ни к будущему. У вас тоже появится внутренняя свобода и мудрое отношение к жизни. Это чисто буддийское качество сознания, которое интенсивно меняет ваше отношение к жизни, к людям.
И еще одно требование – любовь ко всему живому.
Ни один последователь буддизма не станет вредить никакому человеку, животному, или растению. Последователь буддизма должен отдать все, если у него попросят, даже свою жизнь. Отдать безропотно. В этом вопросе Будда является примером для подражания. Буддист должен быть всегда готов к максимальной отдаче. Напомню, что Иисус тоже говорил о необходимости делиться, отдавать неимущему. Это тоже из буддийских требований к последователю.
Точка зрения буддиста на человеческую жизнь.
Если посмотреть в целом бесконечный путь развития человека, то это путь изменения сознания. Этот путь можно определить двумя точками, начальной точкой развития, тогда, когда человек только начинает свой путь, когда он еще полуживотное и для него характерно инстинктивное, животное сознание. И конечная точка, когда он достигает богочеловеческого сознания, заканчивает обучение на этой планете и больше сюда не возвращается. Но, между этими двумя гранями развития лежат целые периоды человеческого развития. То появляются, то исчезают на этом пути земной мир, небесный мир, миры ада. Вновь по кругу. Это бесконечно повторяющиеся циклы. Человек пришел в земную жизнь в один век, в какую-то культуру, на какую-то территорию, где он живет очень небольшой промежуток времени. Потом он ушел в небесное поселение. Если он не очень грешил на земле, то это поселение хорошее. Потом вновь возвращается в другие культуры и другие территории. 70-80 лет очень быстро промелькнут, и вновь исчезает мир земной. И вновь существование в мире небесном. Это бесконечное колесо. Он одинок в этом пути. У него есть временные попутчики в каждой жизни. Это та реальность, в которой мы живем, и о которой буддисты знают. Очень мало кто об этом знает, кроме буддистов и мало кто рассматривает эту реальность так, как буддисты. Но, это та истина, которую человек, ставший на путь, должен знать.
Человеческая жизнь - это бесконечные странствия по мирам, земным, астральным, вновь земным.
Какое-то время находятся с нами люди и затем исчезают, то ли мы умираем для них, то ли они умирают для нас. Процесс нашего существования - это долгий процесс, занимающий целые исторические периоды. После бесчисленных странствий по мирам земным, небесным, верхним, нижним, наконец-то перед человеком открывается желанная цель - это бессмертное вечное существование в высших мирах.
И неважно, какой традиции придерживается человек в данной жизни, так как бесконечное множество раз мы приходим в этот мир, и каждый раз принадлежим новой нации, исповедуем новую веру. Приходим для обучения и для нового опыта. Важно то, что конец этого пути - мир блаженства, мир высший. Тогда, когда конечная цель открывается, когда человек понимает, что победа достигнута, он в этом достижении не благодарит никого, это достижение его личное, он достиг собственными страданиями, усилиями, собственным бесконечным опытом. Вот эта идея - фундаментальная идея буддизма и любого образованного эзотерика. Это реальность, это данность существования.

Для того чтоб путь был короче и быстрее, приходящие в мир Реформаторы давали человечеству одно и то же средство – Знание о жизни, мире, смерти.
Буддизм – это одна из религий арийского направления и это один из фундаментальных методов, данных всему человечеству. Именно буддизм дал человечеству наиболее полное, целостное и истинное представление о жизни, о человеке и о методах работы со своим сознанием. Буддизм утверждает, для того чтобы путь достижения конечной цели был быстрее, человек должен проявлять в земной жизни деятельное милосердие, т.е. проявлять любовь ко всему живому. Не соблюдение ритуала, не отдача жертв богам, а деятельное милосердие необходимо для развития – эту идею на планету впервые передал Будда.
Но и этого мало, утверждает Будда, необходима постоянная духовная практика, кроме деятельного милосердия, гуманного отношения к этому миру.
Иисус дал учение очень похожее на учение Будды. Он воспринял учение Будды и дал некий синтез Египетских знаний и буддизма. Иисус тоже говорил о любви к ближнему, как единственному правильному методу достижения царствия божьего. Но ничего не говорит о духовной практике. Учения были даны для определенных народов, в определенное время и они учитывали подготовленность народов к восприятию знания.
Итак, отличие буддизма от всех предыдущих и последующих религий - это необходимость не только гуманного отношения ко всему живому, но и постоянной духовной практики. Это сосредоточение, концентрация сознания, медитации, методы самоуглубления. Это не рекомендует ни одно учение, все они не ставят жестких требований перед последователями. Когда возник индуизм, то его установки предоставляли человеку максимум свободы. Хочешь, ходи в храмы, хочешь, не ходи. Хочешь, занимайся йогой, но можешь не заниматься йогой. Человек оставлен один и самостоятельно решает вопросы своего развития.
Буддизм категорически требует от последователя постоянной и системной духовной практики и деятельного милосердия. В этом отличие его от индуизма и в этом же отличие буддизма от всех последующих семитических религий.
Будда ничего другого не требовал и не говорил ни о каких ритуалах. Не было их во время Будды. Во время его хождений по Индии и не могли возникнуть никакие ритуалы. Но после смерти Будды, прошло несколько столетий, и конечно был сформирован культ, как и вокруг любой духовной идеи, возникшей на планете. Возникло учение о Будде, точно так же как и в христианстве, умерло учение Иисуса, но возникло учение об Иисусе. Но когда учение Будды развивалось и трансформировалось, неизменно оставался один и тот же вопрос « Что это такое Нирвана?»
Если мы хотим разобраться в буддизме, мы, прежде всего, должны остановиться на этом. Дело в том, что в исследованиях современных философов крайне мало знакомых с эзотерикой, существует ошибочное представление, что Будда ведет по ложному пути. В целом буддизм – это путь тупиковый, потому что в конечном итоге уничтожается личность и нирвана означает исчезновение вообще существования. Тот, кто интересуется буддизмом, мог читать подобные утверждения. Что нирвана – это пустота, что это отрицание бытия. Эта точка зрения, конечно ложная, ошибочная и просто результат невежества, естественно многих людей пугает. «Я иду по духовному пути, а в конце пути я вообще исчезаю, как существо, растворяюсь в небытии.»
В буддизме ничего подобного нет. На 3 всебуддийском соборе тогда, когда стал формироваться культ, естественно вопрос о нирване возник, и было постановлено следующее: «О нирване не говорить ничего, потому что это те планы бытия, о которых может говорить человек, сам почувствовавший это бытие. Знать надо только одно, нирвана – это мир блаженства. Это мир высшей гармонии, высшего совершенства, наиболее совершенного бытия, возможного для человека.»
Буддизм ничего не говорит о боге, но точно так же и Аристотель отказывался говорить о боге, также Плотин говорил, что мы не можем говорить о Боге, потому что мы не знаем что это такое, мы не достигли этого уровня сознания. А тот, кто достиг, уже не с нами и ничего объяснить не может. Единственно, что может человеческий разум при описании Бога и при описании этого плана бытия, ответить на вопрос, чем это НЕ является. Этот план есть нечто другое, что знакомо человеку.
Ложное понимание нирваны как пустоты, возникло потому, что буддизм часто прибегает к методу отрицания. Для того чтоб охарактеризовать какое-либо явление, он говорит, что это не то, что привычно человеческому сознанию. Например: Бог - это не личность. Бог не умеет любить, как человек. Бог не чувствует. Это просто метод объяснения. Человеческое сознание совершенно не в состоянии словами описать или вообразить то, с чем оно не знакомо. Трудно описать человеку не чувствовавшему, не ощущавшему бытие в Нирване, дать какие-либо земные представления.
Отсюда ложные утверждения, что буддизм - это путь, отрицающий бытие вообще. Так, прежде всего, рассуждают христианские философы, противопоставляя путь христианский и путь буддийский.
Путь Будды – это путь ускоренного духовного развития, достижения плана Нирваны, предельно возможного для человека плана бытия.
При жизни Будды и сразу после его смерти возникло организованное устройство этого учения. Оно распространялось в Индии и далее вне Индии. Все учение Будды создано исключительно для людей, полностью отказавшихся от этого мира, т.е. ушедших в монашество. Монахи группируются в общины, не связанные одна с другой. В отличие от других религий, нет иерархической системы, нет никакого руководства. В буддизме нет никакой церковной иерархии, подчинения в отличие от христианства и от мусульманства. Каждая община управляется своим настоятелем, и он совершенно не зависим ни от кого. Программа обучения в монастыре вырабатывается самостоятельно и условия существования вырабатываются самостоятельно. Попасть в монастырь довольно легко. Принимаются все желающие кроме, преступников. Это не значит, что принимаются они мгновенно, захотел, постучал в дверь монастыря и тут же открылись двери. Желающие идти путем монашества, проходят иногда очень жесткие испытания, потому что жизнь в монастыре очень суровая. Выдержать ее может совсем не каждый. Буддийский монах по истине отказывается от жизни, в отличие от христианских монастырей, где обжорство, пьянство и блуд и все прочие чисто человеческие грехи были обычным явлением. В буддизме ничего подобного нет. Буддийский монастырь соблюдает строжайшие правила, строжайшие установки буддизма - аскетизм, труд и учеба.
Выйти из монастыря легко. Буддийский монах отличается от других монахов, в Индии очень много монахов. Это страна, где монашество, как стиль жизни принят много тысячелетий. Индийская семья почтет за честь накормить и подать милостыню любому нищенствующему монаху. Буддийский монах бреет голову и носит желтую одежду.
Монах не имеет никакого имущества. Единственно, что он имеет, это смена одежды и чаша для подаяния. Причем он не имеет права отказаться от любого подаяния. Он смиренно принимает все, что кладут в его чашу. Он не смеет получать, тем более просить денег. Он вообще никогда не просит. Единственно, что он может делать, смиренно ожидать подаяния. В отличие от православных монастырей, которые занимались торговлей, имели крепостных и были самыми богатыми структурами в России после царской семьи.
Так как это человек сделавший окончательный выбор в пользу стремления к мирам духовным, он мало заботится о своем физическом существовании. Когда я буду рассказывать вам об учении Иисуса, я буду говорить о том, что учение его на 80% повторяет учение Будды. Помните, как он говорил « Не заботьтесь о дне завтрашнем, как не заботится птица. Будет день и будет пища». Это установка буддийского монаха. Они не заботятся. Завтрашний день принесет милостыню. У него одна задача - практика и распространение буддийского знания.


Обратно к содержанию


                                                                                                                                                             8-916-755-23-72                                                   2013-2017 © Эзотерический клуб - Путешественник                                          8-926-735-90-15
Создание  сайта - Seospecy.ru
Работает на Amiro CMS - Free