Беседа двенадцатая

Обратно к содержанию

 
ОСНОВЫ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Книга четвертая
"РАЗВИТИЕ МЕНТАЛЬНОГО ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. ОТ ИНСТИНКТИВНОГО СОЗНАНИЯ К ФИЛОСОФСКОМУ МЫШЛЕНИЮ"

Б Е С Е Д А   Д В Е Н А Д Ц А Т А Я
 

Каждый человек проявляет себя соответственно достигнутому уровню развития.
Маленький пример. Предположим, перед вами лестничная площадка. На этой лестничной площадке 3 двери. На лестничную площадку поднимается нищенка. Она звонит в первую дверь. В этой квартире живут люди, управляемые инстинктивным сознанием. Открывается дверь. Нет никакой гарантии, как прореагирует человек на просьбу нищенки. Если он в хорошем настроении, он может что-нибудь отдать. Если в плохом настроении, то может обругать или даже ударить.
Звонит нищенка во вторую дверь. Там живет человек, интеллектуального уровня развития. Он начнет размышлять – дать или не дать. Может быть то, что я собираюсь отдать, мне потом пригодится. Может быть, отдать 1 руб. и хватит? Пройдет какое-то время, пока он будет размышлять. Сострадания нет. Явно идет расчет.
В третью дверь звонит нищенка. Там живет духовного уровня человек, он не будет рассуждать дать или не дать, сколько дать. Он просто включится в проблему другого и постарается помочь.
Для инстинктивного человека характерно животное поведение и мир он рассматривает, как поле для удовлетворения себя.
Для интеллектуального человека характерно человеческое поведение – эгоизм, хитрость, лживость, расчет.
Для духовного сознания - духовное поведение – доброта, сострадание, милосердие, великодушие, доброжелательное приятие каждого.
Процесс развития человека начинается с того уровня, когда человек только на короткие промежутки времени может чувствовать себя удовлетворенным, но гораздо чаще он чувствует себя несчастным, неудовлетворенным, отсюда злоба, зависть, агрессивность. Представляете, какой процесс развития должен пройти человек, прежде чем достигнет постоянного состояния счастья, блаженства, экстаза. Состояние счастья совершенно не зависит от материального состояния, от достигнутых вершин в социуме или в политике. Только от уровня развития сознания самого человека.
Если даже инстинктивного человека поместить в такие условия, когда он будет постоянно сыт, в безопасности и иметь сексуального партнера, все равно он может быть только в состоянии удовлетворения, но никогда в состоянии счастья. Для интеллектуального сознания характерны состояния беспокойства, нервозности, неуверенности, зависти, неудовлетворенности, с кратковременными промежутками удовлетворения и очень краткими состояниями счастья. Помните как у А. Блока « На свете счастья нет, но есть покой и воля».
Когда человек переходит на уровень сверхсознания – прежде всего, внутренний мир его успокаивается, состояние покоя и удовлетворения становятся постоянными. Довольно часто состояние радости. Итак, от состояния постоянного неудовлетворения жизнью до состояния блаженного экстаза – таков диапазон развития сознания человека на нашей планете. Необходимо изменить направление поиска счастья. Оно не во внешнем мире, оно во внутреннем мире человека.
У каждого человека огромный диапазон развития и это одно из прекраснейших условий жизни на нашей планете. Есть смысл развивать сознание, выходить на уровень сверхсознания, потому что это единственное условие достижения счастья, к которому так человек стремится.
И еще одно из самых прекрасных условий существования человечества это - то, что истина о жизни для человека всегда впереди. Всегда есть возможность постичь нечто большее.
Для человека инстинктивного уровня развития, истина в его желаниях. Правомерными он видит все свои поступки - это истина его существования. Высшей истины он не приемлет. Вы никаким способом не сможете убедить его, что ему не надо накапливать вещи для того чтоб быть спокойным и счастливым. Для каждого уровня сознания есть свой предел истины.
Для интеллектуального человека истиной является только то, что он может осмыслить, измерить, взвесить, объяснить себе с помощью логики.
Каждый раз, когда человечество достигает какого - либо этапа развития и предыдущие представления уже не кажутся истиной, оно по-новому строит свое знание об истине.
Для будущего человечества истиной станут знания о многоплановости Вселенной и о Законах, управляющих жизнью во вселенной.
Все в нашем мире двойственно. Есть активное проявление, есть пассивное. Сознание человека тоже имеет это свойство. Есть внешнее сознание человека, и есть внутреннее. Преимущественно человек осознает только внешнюю зону сознания. Это пробужденное, активное сознание, когда мы активно осознаем среду и себя. Человек осознает, т.е. получает информацию об окружающей среде с помощью органов чувств физического тела. Обычно человек думает, что он только этим сознанием обладает. Полученная информация влияет на наши проявления - поступок, чувство, и мышление. За этим поверхностным сознанием существует намного более глубокое, более сильное сознание внутреннее. Это внутреннее сознания гораздо более активно. Оно тоже влияет на наши поступки, чувства и мышление. Это сознание тела астрального и ментального. Это внутренне сознание во много раз более сильное контактирует со всеми планами вселенной. А наружное сознание только с физическим миром. Внутреннее сознание находится в постоянном контакте с высшими мирами без нашего ведома и контроля.
Оно постоянно воспринимает информацию со всех планов вселенной. Это двойное сознание делает человека двойной конструкцией. Внутреннее сознание руководит нашими поступками, эмоциями, чувствами, гораздо сильнее, чем те впечатления, которые мы получаем от мира физической природы. Мы находимся под абсолютным управлением той информации, которую получаем благодаря внутреннему сознанию. В этом сознании накоплен весь опыт предыдущих жизней, все прошлые впечатления, и знания. Это накопления подсознания. Это внутреннее сознание может быть довольно развитым и не очень развитым в зависимости от степени духовного развития личности. Этому внутреннему сознанию надо доверять больше, чем поверхностным впечатлениям наружного сознания. Потому что оно дает более истинную информацию о мире, об эмоциональном состоянии окружающих людей, при сильном развитии его и о мыслях, окружающих людей. Органами внешнего сознания, дающими впечатления о мире окружающем, являются глаза, уши, язык и т.д. С помощью этих органов мы получаем впечатления о внешних формах окружающего мира, о внешней стороне событий, о внешних свойствах людей. Но не можем узнать истинную суть событий, людей, вещей. Органами внутреннего сознания, дающими информацию об энергетическом состоянии мира, являются чакры. Мы чувствуем внутренним сознанием вибрационное состояние окружающего мира, но перевести это чувствование в мысль, то есть осознать и сделать выводы, можно только с помощью головного мозга. Этот инструмент имеет преимущественное отношение к внешнему сознанию человека. Все, что возникает в подсознании, мы не можем определить словом. Это нечто смутное, неясное. Но, именно этим смутным ощущениям и надо больше доверять, чем внешним впечатления. По мере развития тонкого чувствования, т.е. развития астрального тела, человек сразу получает точную информацию о вибрациях излучаемых человеком, т.е. о его истинной сути, об истинной сути события, помещения и т.д.
В подсознании накоплены все впечатления предыдущих жизней и этой жизни. Это огромнейший склад знаний, впечатлений, опыта, который иногда соприкасается с поверхностным сознанием и действует на нас очень сильно, побуждая к тем или иным поступкам, выводам, решениям. Мы говорим: что-то я смутно чувствую, и это чувство подсказывает мне, что надо поступить так.
Иногда с нашим внешним сознанием контактирует полу сверхсознание. Мы тоже его не осознаем, но чувствуем. Словами выразить невозможно. Мы говорим: интуитивно чувствую, есть высшие побуждения. Это действие этого сознания.
Высшая форма сознания с которой мы никогда не соприкасаемся это – высшие проявления сверхсознание. Для нас это область бессознательного.
На современном уровне развития человека сознание не отделимо от мысли. Спроси у любого из вас, что такое сознание - вы скажете “мыслительный процесс”. Это не совсем так. Сознание чакры Аджны, т.е. ясновидение всегда проявляется в картинках. Картины всегда совершенно точно информируют.
Есть разные виды сознания - витальное (чувственное), умственное ( логическое мышление).
Сверхсознание – интуитивное знание.
Мы обладаем многими инструментами для восприятия этого внешнего мира и для восприятия миров внутренних. Наше бодрствующее сознание характерно состоянием беспокойства. В сверхсознательном сознании царит покой, чем более высокий уровень сверхсознания достигает человек, тем больше блаженства переживает он. Все, что выше бодрствующего сознания - характерно покоем, умиротворением, радостью, внутренней тишиной. Эти состояния сознания часто можно достичь с помощью классической музыки и глубоких медитаций.
На современном уровне развития человек может быть в какой-то одной форме сознания. Либо он должен быть максимально нацелен на восприятия мира внешнего, либо мира внутреннего. Если мы в состоянии бодрствования, мы осознаем только себя и внешний мир. Если наше сознание ушло в область подсознания т.е. мы в состоянии сна, мы не осознаем ни себя, ни мир вокруг.
Если мы в сверхсознании - ничего не осознаем вокруг.
Чем глубже состояние сверхсознания, тем менее человек осознает этот мир. Именно поэтому медитации проводят при таких условиях, когда впечатления от внешнего мира сводят до минимума.
Музыка, медитации уводят в сверхсознание.
Итак, человек - наиболее развитое, сложное существо, живущее на планете Земля. Он уже в значительной степени оторвался от животного царства. Произошло это благодаря тому, что в нем начало развиваться более высокое сознание, проявление которого - мышление, разумность.
Промежуточное сознание, синтез астрального и нижних подпланов ментального это - инстинктивный разум. Интеллектуальный разум - это проявление сознания средних подпланов ментального тела. Интуитивный или духовный разум - проявление сознания высших подпланов ментального тела.
Ум человека - это сложный многоступенчатый инструмент. Он медленно и постепенно развивается. Начиная с разума начального, инстинктивного который мы разделяем с животным царством, далее сознание усложняется, становится более совершенным, возникает следующее проявление, которое мы называем рациональность, логичность, далее развивается более высокое сознание - сверхсознание. Самое высокое сознание, проявляемое ментальным телом, называется сверхразумность или духовность. Проявление этого сознания - интуитивный разум. Все самые нравственные побуждения человека - доброта, альтруизм, великодушие, милосердие это проявления духовного разума, духовного сознания. Инстинкт, интеллект и сверхразум - эти качества развивающегося человеческого сознания мы называем ментальной силой человека. Люди находятся на разных уровнях развития. По - разному проявляется сознание ментального тела, свойственное им.
Сколько бы человек ни говорил о Боге, Космосе, светлых и темных, сколько бы он ни читал Рерихов, Блаватскую или еще кого-то, никоим образом это его не меняет, не делает духовнее, нравственнее. Переход из одного состояния сознания в следующее - это процесс очень медленный, требующий многих страданий, большого опыта многих жизней. В начале развития человека, т.е. в стадии инстинктивного сознания, его изменения происходят очень медленно. И это понятно почему - отсутствует интеллектуальный разум, дающий возможность рассуждать, сравнивать, анализировать, в том числе и себя. Подлинная духовная практика это та, которая ставит задачу изменения сознания человека, переход на более высокий уровень развития. Если это не так, если это просто набор информационных сообщений из книг любых раздуховных авторов или механическое соблюдение ритуалов и церемоний, то это никаким образом никого не меняет и никакого отношения к духовному развитию человека не имеет.
Чем более совершенное сознание проявляет человек, тем более способен он контролировать и управлять своими проявлениями: поведением, мышлением, эмоциями.
Мы всегда слышали, что духовный человек не имеет права злиться, раздражаться. Эти призывы и лозунги - пустые слова, они никого не меняют. Надо выяснить, почему при одном сознании человек не может управлять своими эмоциями, и сколько бы ему не говорили о любви к ближнему, сколько бы не говорили “не злись, не раздражайся”, любить никого он не может и не злиться он тоже не может, это никак не меняет его поведение. Почему? Что нужно делать, чтоб можно было это осуществить? Нужно выяснить, чем характерно мышление, какие эмоции, чувства проявляет человек, обладая тем или иным сознанием. Что конкретно нужно менять, от чего нужно избавляться и как это сделать?
Сознание человека развивается очень медленно и, вследствие этого, человечество очень медленно развивается. Всегда на Земле существовали методы развития массового сознания. Методами развития массового сознания до последнего времени были религии. Тем не менее, если вы изучите все современные религии, которые присутствуют в нашей современной культуре, вы увидите, что почти все религии, за исключением буддизма, обращаются только к самому низшему разуму - инстинкту, т.е. пытаются в какой-то мере облагородить и сдержать инстинктивные проявления человека. До последнего времени церковь христианская, мусульманская, иудейская брали на себя управление поведением человека, в течение тысячелетий это был правильный метод, т.к. инстинктивное человечество должно быть управляемо более духовным сознанием. Правда, священнослужители сами редко обладают высоким сознанием, сами часто не имеют сознание выше инстинктивного, редко кто из них имеет духовное сознание, это исключительный случай.
В связи с тем, что человечество в своем развитии подошло к другому, более высокому уровню сознания, этот метод, т.е. влияние религий совершенно потерял свое значение. Более того, если человек будет вручать свое существование не очень духовному наставнику, позволять ему управлять своим поведением, а тот будет регулировать его по древним уже отжившим канонам, в этом случае у человека исчезает возможность самостоятельного духовного развития, его сознание останавливается в своем развитии.

В прошлой беседе я подробно рассказала о самом низшем проявлении ментального сознания. Этот начальный разум пока еще руководит значительной частью нашего поведения, наших желаний, страстей, эмоций, которые возникают в результате влияния этого разума. Он является доминирующим для определенного числа людей.
Но, уже есть значительное число людей на Земле, которые почти полностью контролируют свое инстинктивное поведение. Массовое сознание характерно следующим уровнем - инстинктивные желания уже не вполне управляют поведением человека, но интеллект еще не полностью руководит им. Такому человеку предстоит пройти длительный путь развития, прежде чем возникнет осознанный контроль над собой. Пока контролировать свое поведение полностью он еще не в состоянии. Все, что имеет современный человек - это физическое тело, эфирный двойник, в разной степени развитое у каждого астральное тело, низший инстинктивный разум, развивающийся интеллект, других инструментов сознания пока нет. Свойство интеллектуального сознания - умение рационально мыслить, умение делать логические выводы. Количество прочитанных книг и знание языков здесь не при чем. Этот разум необходим человеку для того, чтобы он мог существовать в этом мире как человек разумный, а не как животное. Заметного перехода от инстинктивного разума к интеллектуальному быть не может, т.к. во Вселенной нет четких границ. Все развивается медленно и постепенно, все имеет медленные этапы развития, поэтому человек тоже развивается очень медленно. Интеллектуальное сознание его тоже развивается медленно.
Когда хорошо развит интеллект, человек способен разобраться, проанализировать, найти разумное, логичное, понятное объяснение многим фактам, явлениям, событиям. Сверхсознание проявляется как восприятие точного, истинного знания, полученного без логического размышления. Человек на уровне сверхсознания не размышляет, ему это не надо, он знает сразу, интуитивно. Сверхсознание характерно не размышлением, а мгновенным знанием, интуитивным озарением.
По мере развития интеллекта, человек начинает контролировать свои проявления. В чем это выражается? Заметьте, человек на уровне инстинкта говорит: "Я хочу". Это "хочу" является ключевым стимулом его поведения, пока разум не контролирует и не управляет поведением, желание важнее всего, а разум лишь подстраивается, содействует исполнению желания. Он вторичен. У очень многих людей интеллект не так часто вмешивается, не так часто контролирует инстинктивные желания. Пока, на современном уровне развития, инстинктивные побуждения, желания у очень многих людей доминируют над рассудком, интеллект не вполне овладел своей ролью руководителя.

Когда интеллектуальный разум говорит человеку: "Ну что из того, что ты хочешь, но сейчас это нельзя и вообще это нехорошо", он становится руководителем эмоций, чувств, желаний. Возникают рассуждения, размышления, сравнение, анализ, контроль, запрет. Этого, совершенно нет в уме человеке, если не развито интеллектуальное сознание. Этот ум уже критикует, какие-то проявления допускает, какие-то проявления ограничивает, а какие-то запрещает. Начинается активный контроль и руководство инстинктивными желаниями, потребностями. Так проявляется новое сознание, поэтому поведение человека начинает в значительной степени меняться, инстинктивные проявления приобретают признаки разумности.

Когда интеллектуальное сознание развито хорошо, оно четко регулирует животные проявления человека, ослабляя их. Но довольно часто наоборот инстинкт использует интеллект, человек оправдывает себя, говорит: "Я так поступил, потому что ...", он начинает хитрить, объяснять себе, другим, оправдывать свое поведение. Человек, который часто сам себя оправдывает или пытается оправдать себя в глазах других, находится на этом уровне развития: интеллект находится на службе инстинкта. Он не желает увидеть свои проявления такими как они есть, он пытается найти им оправдания.
Уровень сознания, который сейчас наиболее характерен для многих людей - средний интеллект то подвластен инстинкту, пытается оправдать животные проявления человека, то пытается управлять инстинктом. Возникает смешанное управление. Если инстинктивное сознание еще сильно проявлено, то размышляет человек о том, как удовлетворить свои потребности. Он не размышляет о том, хорошо это или плохо, допустимо это или недопустимо. Это сознание характерно для начального развития человека. Это человек простейший. Если желания его удовлетворяются жизнью, окружающими людьми, тогда он находится в удовлетворительном эмоциональном состоянии, он эмоционально спокоен. Но т.к. мир вокруг него совсем не предназначен для удовлетворения его потребностей, его желаний, то чаще всего его желания не удовлетворяются. Он не видит в окружающем мире ничего важнее себя и своих потребностей, он скандалит, требует, он пытается насильно заставить окружающих людей, окружающий мир удовлетворять его потребности. У окружающих такие же инстинктивные потребности, они тоже склонны требовать, поэтому чаще он находится в состоянии борьбы с окружением, в состоянии неудовлетворения. В этом случае он проявляет характерные для него эмоции: раздражение, чувство зависти, ненависти, злобы, агрессии. Это характерные проявления человека на этом уровне развития. Интеллект у человека маленький и обращаться к его совести бесполезно. Для человека этого начального уровня развития, конечно, совершенно бессмысленны какие-либо методы духовного развития. Он должен еще до развиться, и развивать его будет жизнь.
Медленно и постепенно, с каждым приходом в эту жизнь начинает развиваться новое сознание, более сильное, более высокое - интеллект. Простейшее сознание начинает переходить в новую фазу, само осознание. Для того, чтобы человек перешел из начального простейшего сознания в самоосознание, жизнь предоставляет ему только один метод, необходимый для его развития. Нет возможности развиваться иначе, чем, получая сильнейшие, грубейшие впечатления от жизни. У простейшего человека много ударов в судьбе, т.к. он не пластичный, не гармоничный, потому что он проявляет животные инстинкты, мир на него реагирует естественно, враждебно. Самый лучший метод его развития - грубый удар. Чем грубее, чувствительнее удар, тем сильнее человек это запоминает. В данном случае правильно утверждение, что страдание - это лучший космический учитель. Человек лучше запоминает интенсивные впечатления, которые ему предоставляет, таким образом, жизнь.
По мере многих и многих приходов в этот мир, у человека начинает развиваться другое сознание, и тогда это сознание все чаще начинает выступать в качестве контролера. Вначале человек видит свои проявления поздно: инстинктивное проявление уже осуществилось, а он потом увидел, но, тем не менее, он уже способен оценить, осудить, он уже способен критично к этим проявлениям относиться. Я обращаю ваше внимание еще на такой момент: чем выше по уровню развития человек, тем более он способен отнестись к себе критично.
Что значит самоосознание? Это значит, что человек начинает видеть себя, свои проявления. Но способность к себе относиться критично возникает на достаточно высоком уровне развития интеллекта. Попробуйте сказать человеку о его негативных проявлениях, он может вас возненавидеть, он начнет с вами бороться. Это естественная реакция человека, стоящего на том уровне развития, когда критика себя еще не развита, не развито самоосознание, он себя не хочет увидеть.
Разум, интеллект дан человеку не для того, чтобы думать как жить, удовлетворяя свои инстинкты, а для того, чтобы увидеть и правильно оценить этот мир и себя в этом мире, для того, чтобы вести себя в нем не как животное, а как разумный человек. До тех пор, пока не появится эта способность контролировать, наблюдать, анализировать свои проявления, мы не можем говорить, что в человеке развит интеллект, сколько бы книг он ни прочел. Количество книг не определяет его интеллект, это набор информации, скопление всяких, подчас ненужных сведений. Мешки разнообразных сведений, никак не способствуют духовному изменению, человека. С того момента, когда интеллект уже хорошо развит, у человека появляется одно качество, которого до этого у него не было. Это качество мы называем осознанная воля. Т.е. после размышления возникают некие выводы, некие идеи, решения, которые человек начинает желать, т.е. возникает осознанная воля.



Обратно к содержанию


                                                                                                                                                             8-916-755-23-72                                                   2013-2017 © Эзотерический клуб - Путешественник                                          8-926-735-90-15
Создание  сайта - Seospecy.ru
Работает на Amiro CMS - Free