Беседа девятая

Обратно к содержанию

 
ЦИКЛ «БЕСЕДЫ ОБ ЭЗОТЕРИКЕ»
«СОТВОРЕНИЕ МИРА. БОГ. ЧЕЛОВЕК.»
Книга первая

Б Е С Е Д А   Д Е В Я Т А Я.
 

По - разному рассматривает вопрос о существовании индивидуальной человеческой души наука, религия и эзотерическая философия.



Х



Наука отрицает существование индивидуальной души человека. Наука признает только биологическую эволюцию. Наследственность, по мнению науки, есть причина всех душевных и ментальных качеств личности. Если все творчество природы свести к физическому рождению, то тело, жизнь и душевные процессы личности есть только продолжение тела, жизни и душевных качеств его предков. Индивидуальный человек не имеет никакого независимого от них существования. Не может иметь независимого будущего. Он может продолжить себя в потомстве. Все исчезает с растворением тела. Но, по многочисленным, ежедневным, жизненным наблюдениям, совершенно очевидно, что наследственность не есть абсолютная причина нашего ментального и духовного существа. Только наше тело и некоторые заболевания могут считаться результатом наследственности. Человек наследует физические черты родителей. Точно так же как любое существо, родившееся в условиях земной природы, наследует внешние особенности того вида, к которому принадлежат его родители. Так у таксы не может родиться львенок, у кошки не может родиться цыпленок. Мы получаем в наследство от своих родителей только внешние признаки принадлежности к расе, иногда к нации, но в основном синтез внешних особенностей своих родителей. И все. Все остальное мы приносим в эту жизнь с собой. Остальное - это наша душа т.е. способность чувствовать этот мир, способность думать, оценивать, способность к социальным контактам и т.д.

Самое большое негативное заблуждение современной культуры, которая слепо доверяет научным фантазиям, состоит в том, что кровь является носителем сознания, что человек получает от родителей, бабушек и пр. родственников какие-то душевные свойства. Кровь является только биологическим носителем кислорода и необходимых для жизнедеятельности клетки веществ. Ее свойства совершенно одинаковы у людей всех национальностей.



Х



С точки зрения христианской церкви - душа-это что-то таинственное. Церковь не дает окончательного ответа на вопрос, что же это такое и откуда она берется. То ли душу человек наследует от родителей, то ли ее создает сам Бог для каждого человека на Земле.

Эта религиозная теория существования, признает индивидуальную душу человека, но не признают ее эволюцию. Эта гипотеза свойственна всем семитическим религиям. Это своеобразное учение души без прошлого, но с будущим, созданной с рождением тела и то ли принимающее качества родителей, то ли создано Богом, но не погибающей после смерти. Это искусственное измышление недоказанное и неправдоподобное. Такая душа наследует прошлое, за которое она никак не ответственна, обременена качествами родителей, навязанными ей не ее делами, отвечает за будущее. Мы не виноваты, что созданы такими и все же несем за это ответственность. Мы не виноваты в том, что такие душевные качества получили то ли от родителей, то ли от Бога. У человека нет никакой возможности быть другим, нет другого шанса. Эта церковная фантазия является очевидной чушью, неприемлемой для ума думающего человека.

Люди изначально находятся не в равных условиях существования. Совершенно очевидно, что единственной, земной жизни недостаточно, чтоб все могли осуществить трудное возвращение к Богу, стать <подобными отцу нашему>, как говорил Иисус. Вероятно, большинству это не удастся. Бессмертная душа большинства обречена на вечные страдания. Такова теория христианской церкви.

Именно потому, что церковное невежество дает очень поверхностный ответ на вопрос о сути души, мир состоит из людей, претендующих на веру в то, что человек имеет бессмертную душу, но вера их слишком неглубока. Люди, якобы верующие в бессмертие, так же или еще более боятся смерти, чем те, которые думают, что со смертью для нас кончается все. Они живут так, как будто все заключается в этой земной жизни, несмотря на их притязания на религиозность.



Х



Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности. И с тех пор вокруг сущности сознания никогда не умолкали горячие споры о тайнах души, сознания, разума. Одни отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи, сознание считали искрой Божественного разума. Другие верят тому, что мир есть движущаяся материя, сознание есть функция мозга человека, а душа - выдумка идеалистов и богословов. Однако, по представлениям гениальных философов (их подавляющее большинство) всех времен и народов, человек обладает душой. Никто из великих мыслителей не обошел этой проблемы в своих исканиях.

Х



Точка зрения эзотерической философии - когда животная эволюция продвинулась достаточно далеко, когда возникло такое животное тело, которое могло вместить духовную энергию и не быть разрушенным, тогда сверху в какое-то количество животных тел была внедрена духовная монада, >искра божья>, индивидуальный дух. Тогда животное превратилось в человека и перевоплощение человека на Земле стало возможным. Стало возможным индивидуальная духовная эволюция. Человек получил возможность в каждой земной жизни развивать душевное начало - способность чувствовать, ощущать, мыслить, творить. Каждое индивидуальное человеческое существо имеет свое начало эволюционного развития, позади каждого человека длинная серия человеческих жизней, индивидуально достигнутая стадия развития. Впереди - продолжающаяся серия жизней, которая приведет всех через свои стадии и в свое время к окончательному божественному развитию. Эволюция души - реальный факт. Перерождение - единственный возможный механизм такой эволюции.

Индивидуальные души отличаются друг от друга. Отличие базируется на возрасте души, на успешном или не успешном процессе ее развития. Есть бесконечное множество модификаций индивидуальной человеческой души. Каждый человек приходит в этот мир с теми качествами души, которые он сумел создать за предыдущие земные опыты. Это так называемые < природные качества души>. Воспитание, обучение, жизненный опыт - все содействует развитию душевных качеств человека. Душа совершенствуется. Во всяком случае, должна совершенствоваться. Каждый обладает такой душой, которая свойственна именно ему. Каждая душа является уникальным явлением. Задача жизни человека - совершенствование душевных качеств, развитие умственных качеств, т.е. духовное развитие личности. Очень подробно о задачах этого воплощения, об уроках, которые жизнь предоставляет человеку с целью его развития, я расскажу в книгах < Посвятительная астрология>.

Итак, душа каждого человека - сугубо индивидуальный феномен. Она выражает уникальные особенности данной личности. Наличие у нас души есть абсолютное условие нашего бытия, основной принцип нашей жизни. Когда тело лишается души, оно становится мертвым, оно разлагается.

Тело человека не имеет достаточной силы жизни, оно получает ее от животворящей силы души. Телесный облик есть внешнее выражение нашей души. Человек есть одушевленное тело или телесно воплощенная душа.

Душа находится в теле. Это астральное и ментальное тела в разной степени развитые у каждого человека.



Х



Еще один важнейший вопрос по-разному рассматривают наука, религия и эзотерическая философия.

<Вопрос о смысле жизни есть вечный, волнующий, неразрешимый и роковой> - так утверждал А.Клизовский.

Думающий человек не может не задавать его. Какая цель существования? Какой смысл в кратковременной человеческой жизни, неизбежно завершающейся смертью?

Неизбежность смерти более всего заставляет человека думать об этой проблеме. Смерть чаще всего не является закономерным окончанием длительной жизни. Умирают люди в расцвете сил, творчества, умирают юные, только что родившиеся, умирают молодые матери и т.д. Бессмысленность такой смерти ужасает. Не понятно, для чего была дана жизнь, если она окончилась такой бессмысленной смертью? Это часто вызывает протест против несправедливости того, кого люди называют Богом, горечь, разочарование. Жизнь, не имеющая смысла, приводит многих к мысли о добровольном ее завершении. Это является довольно обычным явлением и на Западе и у нас.

Современная философия не в состоянии ответить на этот вопрос.



Х



Наука утверждает, что смысл жизни отдельного человека в реализации прогресса. Что в будущем, когда-нибудь человечество будет жить счастливо. Возможно, будет. Но, это будет другое человечество, и не известно когда. Этот ответ не может удовлетворить никого. Возможен и еще один ответ - смысл жизни в рождении детей. Тело человека рождается, растет, увядает и погибает, но оно дает рождение другим телам, которые продолжают тот же самый бессмертный цикл. Что смущает разум во всем этом устойчивом процессе, так это то, что в нем, кажется, нет никакого смысла, нет ничего кроме факта беспричинного и бессмысленного существования.

Х



Ответ церкви настолько нелогичен, абсурден, что может вызвать только недоумение. Смысл жизни человека - стремление спастись от вечного ада.

Возможность попасть в рай у обычного человека мизерно мала. Как учил Иисус, ему обязательно надо стать похожим на Отца небесного. Т.е. стать высоко духовным существом, святым. У большинства людей, обычных грешников, как утверждает церковь, есть другие перспективы - попасть в ад. Но, возможность вечного мучения за одно мгновение, чем в сравнении с вечностью является человеческая жизнь, является чудовищно несправедливой. Христианская церковь проповедует как истину величайшую несправедливость и чудовищную жестокость - возможность вечных мук за одну короткую жизнь. Если земное существование человека только начало и оно должно послужить основанием для вечности, то и здесь существует чудовищная несправедливость. Одному человеку Бог дает душу прекрасную, умную, талантливую и он рождается красивым. А другому дает душу порочную, низменную, безнравственную, он рождается уродом или идиотом. О каком справедливом будущем блаженстве может идти речь? После <страшного суда> они должны будут воскреснуть в тех же физических телах, в которых они жили. Первый и на Земле и на небе будет жить хорошо, а второй мучился на земле, и будет вечно мучиться на небе.

Таким образом, ни наука, ни религия, ни философия не в состоянии ответить на этот вечный вопрос.

Х



Эзотерическая философия раскрывает перед человеком этот вечный вопрос.

< Смысл жизни человека состоит в бесконечном процессе эволюции, в раскрытии неограниченных, фантастических возможностей, заложенных в человеке природой. Современные люди не предполагают, какие огромные энергии заключены в человеческой мысли>.

Учение Живой Этики.



Эзотерическое знание утверждает, что человеческая жизнь вечна, что цель этой бесконечной жизни - развитие сознания, совершенствование душевных качеств человека. Совершенствования самой жизни. Основа бытия во всех царствах природы - развитие. От рождения, к зрелости и затем к исчезновению, с тем чтоб возникнуть вновь. В течение жизни человек может преуспеть в развитии личных качеств (ума, сердца, таланта, способности любить, понимать, творить и т.д.). Может прожить свою жизнь безрезультатно, может деградировать. Но, все, что он успел сделать с собой, все те качества, которые создал, он уносит в будущую жизнь. И если справедлива истина, что наша судьба в нашем характере (а она очень справедлива), то здесь в этой жизни он сам ответственен за то, каким человеком он родится в следующей жизни, он сам творит свою судьбу в следующей жизни. Напомню слова Иисуса, сказанные им по этому поводу, <не копите ценности земные, ибо моль и ржавчина: (т.е. все остается), копите ценности вечные>. В накоплении вечных ценностей души, в развитии и совершенствовании личности смысл жизни человека.

<Совершенствование личности> - в настоящее время многие светские и религиозные структуры предполагают, что они в состоянии совершенствовать личность. Светские - методом посвящения в научные знания, религиозные - методом приобщения к религиозной догме и к своим ритуалам. В действительности существует только самопосвящение.

<Системы и школы могут только указывать методы и пути, но никакая система, никакая школа не состоянии выполнить за человека ту работу, которую он должен сделать над собой. Внутренний рост, изменение бытия целиком зависит от работы, которую человек должен произвести над самим собой>.

Г.Гурджиев





Так как в материальном мире от духовного развития человека зависит жизнь этого мира, то именно это становится центральной частью.

<Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется, задача человека - участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему>

Л.Н.Толстой



Т.е. человек обязан развиваться, совершенствоваться. В этом и есть величие самого человека, в этом абсолютная ценность его рождения, его существования и его ухода с тем, чтоб вернуться вновь к рождению, которое необходимо, так как его духовное развитие - процесс длительный. То, чем человек является сейчас, он сделал сам в предыдущем рождении своими идеями и действиями. То, чем он может стать в будущем рождении, можно сделать самому в этой земной жизни.

Мне многие могут возразить, что это лишь гипотеза. Что эволюция - признанная идея, а перерождение - только предположение. Пусть так, но, это лучшая гипотеза, чем наивная и детская религиозная идея, которая делает мир произвольной причудой, а человека - дышащей куклой всемогущего выдуманного творца. Или идея материальной бессознательной силы, каким-то образом превратившейся в феномен сознания, идея жизни, постоянно борющейся в окружении универсальной смерти, т.к. основной закон - закон борьбы за выживание.

Понимание перерождения, как средства для духовной эволюции, делает жизнь осмысленным восхождением, открывает нам горизонты растущей души.

Эволюция - это рост сознания, поднятие со ступени на ступень. Переживая вновь и вновь в различных условиях и на разных ступенях развития, земные жизни, приобретая опыт и испытывая страдания, человек медленно, но верно поднимается вперед, с тем, чтоб со временем стать одной из творческих сил Вселенной.

Таким образом, эволюция сознания - цель жизненного процесса, перерождение - основной метод, наследственность - одно из физических условий, имеющих отношение только к физическому телу.

И еще на одном вопросе хочется остановиться, потому что тоже есть три совершенно разных представления. Что же такое ЧЕЛОВЕК?



Х



Человек с точки зрения религии есть тварное, т.е. созданное Богом существо. Он есть существо двойственное, так как в нем изначально существуют неразрывно связано тело и душа. Тело доминирует, поэтому он - существо изначально греховное, более склонное ко злу, чем к добру. Влияние тела надо принижать всеми способами. Это существо не развивается. Фома Аквинский рассматривал человека, как существо промежуточное между животными и ангелами.



Х



Проблема человека - одна из основных во всей мировой философской мысли. Наука считает, что многое в человеке уже известно. Это тело, имеющее основной орган - мозг, который руководит всеми процессами, происходящими в теле: физиологическими, душевными и ментальными. Она все время открывает какие-то центры в материи мозга, якобы руководящие всеми состояниями человека. Но, тогда человек вполне механическое устройство, полностью зависящее от правильной работы отдельных участков какого-то куска материи, чем является мозг. Чувства зависят от возбуждения или погашения какого-то из этих участков. Мысли зависят от веса этой материи. Чем он больше, тем умнее человек. Очевидную наивность и несостоятельность этой точки зрения даже не хочется оспаривать.

Платон в своих диалогах говорит: < Человек - это двуногое животное без перьев>.

Ф.М.Достоевский о человеке сказал - < Это существо на двух ногах и неблагодарное>.



Х

С точки зрения эзотерической философии человек -это вселенная во Вселенной. В нем не меньше тайн, чем в Мироздании. В античной философии он рассматривался как микрокосм, в своих проявлениях подчиненный высшей силе - судьбе.

Он духовно-материальное существо, обладающее разумом, принадлежащее одновременно природному миру Земли и Космосу, развивающееся существо, как и вся жизнь во вселенной.

Можно отметить три стадии его развития. Это довольно упрощенное определение. Подробно о развитии человеческого сознания, о методах перехода с низших ступеней развития к высшим, я расскажу в книге < Эзотерическая психология>.

На низшей стадии развития человек управляется инстинктивным разумом, интеллект еще только начинает развиваться и не руководит сознательной жизнью человека. Такой человек совершенно не занят решением проблем жизни, загадкой бытия. Он даже не подозревает, что такие проблемы есть. Пока его телесные потребности удовлетворяются, ему нет совершенно никакого дела до остального. Все его заботы связано только с миром вещественным. Он находится в младенческой стадии человеческого развития.

Но, вследствие пережитого опыта в течение многих жизней, начинает развиваться его разум. Теперь его беспокоят явления окружающей жизни. Постепенно возникают новые вопросы, требующие ответа. Его начинает мучить вечное < почему> его души. Чем сильнее развивается разум, желание получить ответы делается все сильнее. Но, с помощью этого рационального ума получить ответы невозможно. Интеллектуальный ум начинает бороться с растущим беспокойством души. < Тебе это не надо. Умные люди стремятся заработать деньги, добиться положения в обществе, добиться власти. Не трать время на такие глупости. Можно прожить жизнь, не получая ответ на вопрос - в чем смысл существования>. Но именно это беспокойство свидетельствует о том, что достигнут определенный рубеж в развитии. Это беспокойство является той силой, которая подталкивает к развитию более высокой плоскости сознания, чем интеллект, к сверхсознанию.

Медленное развитие этого сознания, которое в эзотеризме называется < духовным>, сверхсознанием занимает многие жизни человека.

Первые признаки появления духовного сознания, когда человек начинает реально ощущать, что он и есть душа, а не то, что он обладает какой-то неизвестной частью, которая называется < душа>.

Это проявляется в том, что человек становится более заинтересован в улучшении своих душевных качеств, чем в улучшении своего тела. Красота души и его и души окружающих становится для него более важным фактором, чем красота тела.

Отличительным качеством человека этого уровня развития является ощущение единства. Он чувствует жизнь, страдания, боль в каждом человеке и в каждом живом существе, в животном или в растении. Он становится добрым, сочувствующим. Сострадание - основной признак этого уровня развития. Ощущение обособленности, одиночества исчезает. Исчезает и чувство страха перед сегодняшним и завтрашним днем.

Он не может уже жить, утопая в роскоши, когда другие рядом голодают. Он не может терпеть многое такое, мимо которого проходят равнодушно большинство людей. Он испытывает неприятное чувство при виде чужого страдания и делает хотя бы слабые попытки избавить от страданий. Человечество становится сострадательнее благодаря пробуждению этого сознания у многих. Для развития этого сознания в учении Йоги рекомендуется духовное размышление о том, что вы не только временное физическое существо, но обладаете истинным бесконечным существованием. Что ваше <Я> есть духовное начало, проявляющееся в душе и в теле. Это < Я> не может быть уничтожено, не может умереть. Ваше <Я> - капля Мирового Духа, капля великого океана духа, духовный атом. Это - зерно моей души и потому я не могу умереть. < Я есть, я есть, я есть>- повторяйте это много раз подряд. Вы станете окружены мысленной атмосферой силы и могущества, спокойного достоинства. Даже первоначальные стадии этого сознания приподнимут вас над уровнем мелких забот, беспокойств, злобы, зависти, страха, ревности.



По-разному относится наука, религия и эзотерическая философия к вопросу судьбы человека.

Х



Огромное количество забот, тягот, кризисов, войн, болезней и лишений свойственно жизни земного человечества. При этом совершенно очевидно, что судьбы людей абсолютно несправедливы. Многие, едва родившись в этот мир, с ранних лет ведут незавидное существование, могут длительное время болеть, иметь физическую неполноценность или испытывать другие несчастья. В то время как другие с колыбели живут в довольстве и благополучии. Эта ситуация остается одной из величайших тайн жизни.

Христианство пытается объяснить это тем, что это есть результат совершенных людьми прегрешений перед заповедями божьими. Но, какие прегрешения успели сделать те маленькие дети, которые больны неизлечимыми болезнями - раком, белокровием, болезнями почек, печени? Те, которые умирают в детском возрасте, так и не дождавшись излечения. Страдания, мол, ниспосланы людям в наказание за грехи, как проклятье. Бог предал землю проклятию из-за прегрешения Адама. И хотя такая мера кажется довольно не милосердной, но это объяснение вполне устраивает людей не способных к размышлению и, следовательно, это является тупиком к дальнейшему их развитию т.к. не дает возможности осознать истинную причину всего происходящего в их жизни.

С детских лет церковь внушает человеку, что страдания есть наказание, и что спастись человек может лишь моля Его о прощении, которое может быть дано во имя Иисуса Христа, который пошел на крест ради искупления грехов человеческих. Церковь утверждает, что ребенок несет наказание за грехи родителей. Но утверждение это является абсолютной чушью, так как сразу возникает сомнение в мудрости, справедливости и милосердии Бога. Ни один человек на свете не должен нести наказание в виде мук или страданий за проступки или грехи других людей. И тот, кто способен хоть немного думать, не верит ни в наследственный грех, ни в Божье наказание, ни в небесное блаженство, дарованное мизерному числу людей. Поэтому все большее число людей отходят от церкви.



Х



Научная точка зрения - судьбы нет у человека, но есть набор случайных обстоятельств. Все зависит от воли самого человека или от случайных совпадений. Жизнь человека протекает в условиях хаотических, непредвиденных, не управляемых стечений обстоятельств. Другими словами - жизнь это хаотическая суета.



Х



На современном уровне развития человечества, люди чаще всего не понимают, зачем они поступают, так или иначе. И это вполне нормально для современного человека, т.к. земная жизнь его - это поле опыта, это область экспериментов. Постепенно человек начнет понимать, что жизнь учит его осознать один важнейший принцип - люди на самих себе испытывают последствия своих собственных поступков, деяний.

Судьба человека формируется в трех основных сферах его деятельности. 1) сфера отношений человека к своим ближним, т.е. к другим людям. 2) сфера его отношений к животным. 3) сфера его отношений к самому себе, т.е. к своему организму.

Коротко рассмотрим влияние всех трех сфер на формирование судьбы человека.

Без сомнения люди сейчас стали гораздо лучше относиться к себе подобным, чем это было в древности. Но, с другой стороны, люди сейчас гораздо более хитроумны и изощрены в деле совершения убийств и преступлений, чем раньше. В сфере отношений между людьми характерными являются ложь, обман, зависть, клевета, ненависть и презрение друг к другу. Все это результат не развитости людей, во-первых. А во - вторых, настигает нас только то, что ранее мы сами делали. Иногда в этой жизни нам приходится расплачиваться за то, что мы совершали в жизни предыдущей. Люди часто на это утверждение говорят: > Как узнать, что мы когда то это совершили? Мы это не помним.> Об этом совсем не надо помнить. Те страдания, которые человек причинил другому, возвращаются к нему. Это закон, это неизбежно. Именно об этом говорил Иисус, когда требовал подставить еще одну щеку. Он не имел в виду смиренность. Он имел в виду то, что не можем мы знать о причине удара. Возможно, это возвращается к нам предыдущее наше действие. Страдания, вызванные этим законом, развивают в человеке новое свойство - сострадание и понимание, что же такое страдание. Это и есть способность любить ближних своих, т.е. ощущать их страдания, как свои собственные. Таким образом, причиной наших страданий являемся мы сами.

Очень многие события в нашей жизни являются следствием качеств нашего характера. Меняйте качества своей личности, тогда изменится ваша судьба.

Страдания, вызванные политическими, религиозными, национальными противостояниями на данном уровне развития необходимы. Человечеству необходим горький опыт борьбы наций, религий, политических структур для развития.

2) Люди в силу своей неразвитости привыкли убивать и употреблять в пищу мясо животных. Животная пища не является истинной пищей человека. До тех пор, пока человек будет употреблять в пищу мясо животных, он будет ослаблять свой имунный барьер. Все страдания, которые доставляет человек животным, рано или поздно настигнут его. Это относится не только к тем, кто доставляет страдания сам, но и к тем, кто в этом участвует, хотя бы и косвенно. Эти страдания возвратятся к ним в виде болезней, несчастных случаев и травм, в виде бед и мучений.

3) Многие люди крайне жестоко и глупо относятся к своему организму. Табак и алкоголь, неразумное питание.

Научившись уделять больше внимания этим трем судьбоносным сферам своей жизни, люди со временем научатся существовать иначе, чем сейчас и станут более счастливыми.

Наша земная жизнь в том виде, как она предстает перед нами сегодня, есть результат многих предшествующих жизней, и она же есть фундамент для жизни будущей. Она есть реальное воплощение закона мироздания < Что сеем, то и пожинаем>.


Обратно к содержанию


                                                                                                                                                             8-916-755-23-72                                                   2013-2017 © Эзотерический клуб - Путешественник                                          8-926-735-90-15
Создание  сайта - Seospecy.ru
Работает на Amiro CMS - Free