Беседа девятая

Обратно к содержанию

 
ОСНОВЫ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Книга четвертая
"РАЗВИТИЕ МЕНТАЛЬНОГО ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. ОТ ИНСТИНКТИВНОГО СОЗНАНИЯ К ФИЛОСОФСКОМУ МЫШЛЕНИЮ"

Б Е С Е Д А   Д Е В Я Т А Я
 

Итак, начнем с инстинктивного ума.
До высокого уровня интеллектуального развития, процентов 80% нашим поведением, эмоциональным состоянием и мнениями, оценками, отношениями с другими людьми, управляет инстинктивный разум. И хотя мы об этом не знаем, это ничто не меняет. Необходимо это осознать и начать управлять нашими проявлениями с помощью более высокого сознания, с помощью разума. Пока этого нет.
Первая форма инстинктивного разума возникает на уровне высокоразвитых животных, является уже высокой степенью сознания. Этот разум тесно связан с физиологией. В начале проявления этого ума контроль и осознавание поведения практически незаметно.
Животные не в состоянии контролировать свое поведение, они управляются инстинктом абсолютно слепо, механистично. Инстинкт правит жизнью животного, всеми его проявлениями полностью, животное никогда не раздумывает о своем поведении. В этом смысле животное очень естественно, оно проявляется так, как положено ему природой. Оно морально и совершенно естественно, как бы это ни выглядело: лев ест ягненка - в его положении это нравственно. Животное не может противостоять силе инстинктов, у него нет такой силы, чтоб противостоять. Но даже на уровне животного мира можно заметить, что животное по - разному относится к проявлению инстинкта. Некоторые вполне рассудительно.
Здесь уже нет стихийного разгула животных страстей. Это первое перетекание инстинктивного ума в интеллектуальный ум. Низший интеллект почти не отличается от инстинкта. Для такого человека характерны инстинктивные разливы, безудержные, неуправляемые. У него практически интеллект только начинает развиваться. Низшая часть интеллекта настолько связана с инстинктом, что провести здесь раздел невозможно.



Это сознание мы наследовали и разделяем с животным царством. Если у человека есть только один инструмент, управляющий его поступками, мыслями, его побуждениями, желаниями - инстинктивный разум, то можно сразу сказать, что это человеко - животное, но еще пока не человек.
Разум его содержит три доминирующие над всеми прочими идеи - “мне надо выжить любой ценой,“ «хочу размножаться“ и “хочу быть как все, т.е. быть частью стада“. В соответствии с тем, удовлетворяются его желания или нет, человек бывает удовлетворен или злобен. В соответствии с этим он оценивает окружающих на предмет, могут они ему помочь в осуществлении этих потребностей или нет. В соответствии с этим строятся взаимоотношения. Три этих потребности почти полностью управляют его жизнью, его поведением, чувствами, эмоциями, предпочтениями. Это низшее сознание. Оно должно корректироваться интеллектом. Надо сместить инстинкт на должность подчиненного руководимого интеллектом. Необходимо дать интеллекту его подлинную функцию - разумного управителя, контролера всем чувственным и инстинктивным проявлениям человека.
К сожалению, этого не случается с огромным большинством людей.
Человек просто не понимает, что им управляет, он проявляется неосознанно: влекут его чувства, инстинкты, в зависимости от удовлетворения их или нет, возникают эмоции, возникают какие-то мысли, идеи - с ним все "случается", внутренний мир совершенно бесконтролен.
Этот разум, это сознание тесно связано только с физиологией. Стремление к размножению, к сохранению жизни в человеке совершается с помощью этого разума, у многих людей это происходит механистично. И если это так, то человек ведет себя как животное.
По мере развития интеллекта, инстинкт неизбежно должен ослабнуть. Конечно, по-разному у интеллектуального человека проявлен инстинкт. Один полностью управляем им, другой управляет сам. Инстинкт, когда начинает доминировать, опускает человека до уровня животного, иногда ниже.

Медленно и постепенно развивается более высокое проявление сознания - сознательность, то, чего нет у животных. Это называется еще осознанностью, осознанием себя, сознательным наблюдением за собой.
Медленно и постепенно осознанность, т.е. контроль, наблюдение, сравнение развивается в более высокую форму сознания, которая называется рассудком, свойство этого сознания - размышление. Инстинктивное сознание не проявляет размышление, животное не размышляет, размышляет только человек. Только тогда, когда человек начинает сознательно относиться к проявлениям инстинктов, прекращается стихийный их разгул.
Это первое перетекание инстинктивного ума в интеллектуальный ум - сознательное наблюдение, сознательный контроль. Это первое перетекание случается уже у некоторых животных и, конечно, должно совершенно завершиться у человека. Чем менее человек развит интеллектуально, тем более он подчиняется инстинктам, только инстинкт правит его жизнью, как у животных.

Интеллектуальный человек на современном уровне развития обладает еще сильно развитой деятельностью инстинкта. Инстинкт еще очень силен. Одновременно может быть силен инстинкт и неплохо развит интеллект, тогда возникает хитрое, коварное, подлое поведение, потому что человек пытается разумом оправдать и разрешить себе инстинктивные проявления. В этом случае человек падает гораздо ниже и проявляет себя гораздо хуже любого животного. Животное морально, а человек не имеет никакого права проявляться как животное, а в данном случае он проявляется гораздо хуже. Он использует хитрость, расчет, подлые способы для удовлетворения своих инстинктов.
Казалось бы, можно сделать вывод, что инстинктивный разум надо просто пресечь. Этим путем шли многие религиозные и духовные направления. Это началось в Индии (школа Санкхья), потом это было принято в христианстве, частично в мусульманстве. Насильственное пресечение инстинктивных потребностей должно было якобы ускорить развитие духовного сознания человека. Попытки эти ложные, ни к чему кроме страданий, извращений это не привело. Человеку, развившему интеллектуальный разум, инстинктивное сознание тоже необходимо. Без инстинктивного сознания человек существовать не может. Мы - существа земные, мы приходим в этот мир, в котором необходимо иметь физическое тело, только инстинктивный разум управляет всеми процессами, происходящими в физическом теле.
Что значит уничтожить, принизить инстинкт? Например, инстинкт самосохранения проявляется как потребность в пище. Прекратим потреблять пищу т.к. возникла идея, что она вредна для духовного развития. Мы насильственным приказом разума пресекаем проявление инстинкта выживания. И что происходит? Духовное развитие? Нет, смерть физического тела. Предположим человек, еще не подготовленный своим духовным развитием, уходит в монастырь и дает обет безбрачия. Но он дает это механистически, словесно, а инстинкт продолжения рода у него проявляется как у любого нормального животного. Что происходит? Извращения, уродливые проявления, характерные для монастырской жизни. Инстинкт нельзя истреблять, нельзя уничтожать естественные природные потребности человека, это неверный путь. Эти потребности должны облагораживаться и управляться более высоким инструментом - интеллектуальным разумом.
Вся жизнь нашего тела управляется целиком и полностью инстинктивным разумом. Вся жизнь нашего физического тела целиком и полностью зависит только от инстинкта самосохранения. Эта мощная сила заведует и восстановлением тканей, пищеварением, выведением вредных остатков, снабжением энергией всех частей тела, распределением в эфирном теле тоже подчинено инстинкту. Все функции физического тела находятся под управлением этого ума.
Четко работает огромная сложнейшая фабрика, а пульт управления - это инстинктивный разум. Нам без него не обойтись.
Заметьте, пожалуйста, если мы начинаем понимать, что состояние здоровья, состояние эфирного тела должно управляться только инстинктом, тогда мы поступаем правильно. Животное очень хорошо знает, когда надо есть, что есть, какую травку сорвать, каким образом, используя природные средства, восстановить свое здоровье.
Доверяйте больше инстинкту в этой части управления. Не позволяйте интеллекту вмешиваться в сферу для себя чуждую. Он плохо разбирается в вопросах потребностей физического тела. Его сфера управления это астральное тело.

Если интеллект не вмешивается в работу инстинкта, то человек гораздо лучше и быстрее справляется с проблемами своего нездоровья.
Интеллект должен управлять астральным телом - чувствами, эмоциями и инстинктивными побуждениями более высокого порядка, а работа тела физического должна быть полностью подчинена инстинктивному разуму.
Инстинкт в свою очередь можно разделить на 3 уровня:
1. Ин-т растительный
2. Ин-т животный
3. Ин-т человеческий

Инстинкт сохранения жизни - самое низшее проявление инстинктивного сознания. Оно делает нас подобными растениям (задача растения - сохранить свою целостность, физическое тело). Если человек озабочен только тем, что постоянно думает что есть, как есть, что с чем есть, то он проявляется как растение. Более высокое проявление инстинктивного сознания - это животные проявления - это необходимость защищать себя, защищать своих детей, добывать пищу, т.е. по сути дела участвовать в борьбе за существование. Борьба за существование - естественный закон существования в мире животных, где управляет жизнью инстинкт выживания и инстинкт продолжения рода. В человеческом обществе этого закона быть не должно.
Итак:
1. Недомогания, болезни, здоровье - это сфера подчинения инстинкту, за это отвечает инстинкт самосохранения. Этот инстинкт выполняет функцию сохранения физической целостности. Предоставьте это полностью этому разуму, и только иногда можно ему помогать.
В предыдущей книге я дала дыхательные упражнения - это осознанная работа с эфирным телом, доведите это до автоматизма. Если вы будете выполнять их в течение 20 дней, то это войдет в привычку, это перейдет на уровень инстинктивного управления, вам не надо будет каждое утро заставлять себя выполнять эти упражнения.
Это метод для создания каких-либо привычек, и точно так же надо поступать, чтоб избавиться от каких-то привычек. Доведите необходимость медитировать раз в неделю до автоматизма - это станет инстинктивной потребностью, вы без медитаций существовать не сможете.

1. Инстинкт продолжения рода. Добыча пищи для себя и детей, защита детей, инстинкт борьбы за выживание. Этого инстинкта в растениях нет. Он возникает только на уровне животного. Этот инстинкт проявлен в человеке тоже. Эти животные проявления в некоторых людях проявлены с удивительной силой.
2. Потребность быть в человеческом стаде, быть как все. У некоторых людей этот инстинкт проявляется в том, что возникает потребность стать вожаком стада.

В нашем сознании существует еще много проявлений животного инстинкта.
В нас есть одна плоскость инстинктивного сознания которая проявляется только в человеке, его нет в животном. Этот инстинкт в некоторых животных вызывается методом дрессировки. Это овладение некими новыми действиями, которые в свою очередь становятся автоматическими. Когда мы начинаем осваивать какое - либо действие мы включаем рассудок, потом переводим это на автомат управления.
Методическим, системным повторением можно воздействовать на сознание человека. В человеке это основа воспитания. В животном мы называем это дрессировкой. Тогда возникают автоматические действия, не требующие интеллектуального вмешательства.
Если вы хотите научить ребенка каким-то навыкам, привить ребенку какие-то определенные действия, необходимы обычные методы дрессировки - ребенок должен довести эти действия до автоматизма и тогда они переходят в область управления инстинктивного ума, т.е. совершаются неосознанно, автоматически. Допустим, потребность утром чистить зубы может быть достигнута только одним - бесконечным повторение одних и тех же действий. Если вы требуете от ребенка каких-то действий, навыков, а сами ничего не сделали для того, чтобы они перешли под управление его инстинктивного разума, он здесь не виноват, виноваты вы, его наставники, потому что человек поддается дрессировке точно так же, как и любое животное. Это область инстинктивного разума.
Изменение привычек и наоборот приобретение привычек – все это достигается многократными повторениями - тогда это переводятся под управление инстинктивным умом, выполняется автоматически.
Мы не можем исключить ту часть природы, которая является нами же, которая должна присутствовать в нашем сознании, это путь ложный. Другое дело - инстинкт должен быть контролируемым. Мы должны понимать, что заставляет нас проявляться, так или иначе. Инстинкт должен быть облагорожен разумом. Мы иногда позволяем инстинкту проявляться, иногда не позволяем, в каких пределах позволяем - все это должно регулироваться интеллектом, рассудком.
Человек, без всякого сомнения, может перерасти все три инстинкта. Он может не цепляться за эту жизнь, и более того, он может устремляться в миры другие, другими словами, тогда не проявляется инстинкт сохранения жизни, ему могут быть не нужны сексуальные контакты, не проявляется инстинкт продолжение вида, он может не нуждаться в социальных контактах - устранен стадный инстинкт. Это происходит тогда, когда в человеке уже развито более высокое духовное сознание. У человека развившего сверхсознание инстинктивных побуждений почти нет, это низшее сознание проявляется очень слабо вот почему: сознание инстинктивное - это проявление сознания низших подпланов ментального тела. Когда вибрируют эти подпланы, они заставляют проявляться более высокие подпланы т.е. интеллект, тогда человек начинает размышлять о проблемах, связанных с его инстинктивными потребностями. А когда человек развил высшее сознание, т.е. самые высшие подпланы ментального тела, они с инстинктом уже не связаны, они отделены от него. И поэтому у человека сверхсознания инстинктивных побуждений почти нет. Но это характерно только для человека очень высокого уровня развития, у которого полностью развит другой инструмент управления его жизнью - сверх сознание. Тогда между сверхсознанием и инстинктивным сознанием нет никакой связи.
Итак, инстинктивное сознание проявляется как природные потребности -
- потребность выжить, сохранить свою физическую целостность;
- потребность продолжения рода;
- потребность быть в стаде.
Когда потребности удовлетворены, человек испытывает чувство удовлетворения, чувство радости. Предположим, нас любят, и мы испытываем чувство любви. Какой инстинкт удовлетворен? Может быть по-разному. Может быть инстинкт продолжения рода, а может быть потребность быть в стаде. Когда инстинктивные потребности удовлетворяются или не удовлетворяются, это всегда связано с проявлением той или иной эмоции.
Например, низший инстинкт, инстинкт сохранения жизни, инстинкт растительной части жизни. Здесь потребности тела - голод, жажда, потребности, связанные с физиологией. Если удовлетворены эти потребности, сознание астрального тела человека проявляет чувства: удовлетворения, спокойствия, иногда радости. Если они не удовлетворены, астральное тело проявляет чувства: раздражения, злобы, зависти, негодования.
Если не удовлетворен инстинкт продолжения рода - возникают чувства ревности, зависти, грусти, печали, тоски. У нас не возникают какие - либо чувственные состояния без проявления какого-либо инстинктивного начала.
Не удовлетворен инстинкт выживания, у человека нет работы, нет зарплаты, проблемы с питанием, астральное тело вибрирует и проявляет эмоции раздражения, страха, печали, тоски. От удовлетворения или неудовлетворения того или иного инстинкта зависит наше эмоциональное состояние.
Все наши эмоциональные проявления - это природные, свойственные нам проявления. Это естественная эволюционная стадия развития, которую просто надо перерасти и научиться контролировать ее более высоким умом.
Итак, эмоциональные состояния человека зависят от проявлений инстинктов. Как сделать так, чтобы не возникало чувство зависти, злобы, досады, страха, депрессии?
Прежде всего, надо научиться видеть проявления инстинктов и регулировать их, понимать причину возникновения того или иного чувства. Нельзя бороться с чувством. Чувство, состояние, эмоциональное проявление - это следствие проявления того или иного инстинкта в человеке.
Т.к. мы мало знаем о себе, о человеческих проявлениях, то на уровне инстинктивного сознания формируется масса комплексов, которые серьезно осложняют нашу жизнь. Если говорить о возможности разумного поведения, то, прежде всего, давайте научимся разумно понимать проявления других людей.

Я хочу поговорить о возникающих комплексах в сознании человека. Чаще всего они возникают в семье в раннем детстве. Отец, который при малейшем неудовольствии начинает наказывать ребенка, создаст в подсознании ребенка комплекс страха. Мы создаем комплексы в подсознании своих детей повторяющимися ситуациями, которые не удовлетворяют его инстинкт самосохранения. Постоянно активизируйте этот инстинкт и возникнет страх перед жизнью, страх перед более сильным существом. Он будет всю жизнь испытывать этот страх. Он станет унижаться, он станет управляемым более сильной личностью. Это станет его методом выжить. Но, этот комплекс страха был создан его отцом. Это очень важно. Если мы родители, мы являемся духовными наставниками, мы формируем духовный мир ребенка. Комплексы - это то, что закладывается в нас семьей. Кроме того внушения, идеи, предрассудки, религиозные штампы. Именно поэтому церковь сейчас стремится всеми силами влиять на сознание маленьких детей. Из них очень легко сделать церковных рабов. Человек с интеллектуальным умом, обладая большей энергией, легко внушает в инстинктивный ум ребенка много идей.
На этом уровне инстинктивного ума находятся волны мыслей, которые переходят от одного ментального тела к другому. Мы воспринимаем их как ощущения. Мы живем в океане вибрирующих воздействий, которые осознает наш инстинктивный разум или что то же самое – подсознание.

Комплексы возникают в сознании тогда, когда ребенку 7-8 лет, когда начинает впервые развиваться личность. Эта маленькая личность делает попытки самостоятельно оценить этот мир, самостоятельно участвовать в этой жизни. Кроме того, эта личность очень жаждет признания своей важности, ценности. И этой личности надо обязательно оказывать эту услугу. В 8, в 9, лет ребенка надо больше хвалить, больше одобрять. Даже если вам не все нравится в его поведении, найдите такую форму убеждения, контактов, чтобы ребенок не почувствовал, что его унижают, что совершают моральное насилие над ним. В этот период времени формируются комплексы, и это очень возможно будет сильно проявляться потом. Если вы "забьете" формирующуюся человеческую личность, т.е. вы часто критикуете, унижаете, возникнет страх, боязнь утверждать свою человеческую ценность. Уродливо станет развиваться стадный инстинкт. Далее либо человек всю жизнь будет бояться общения, будет застенчив, неуверен в себе, либо будет стремиться неосознанно доказать остальным, что он ценен. Это часто проявляется в хвастливости, лживости, в склонности к насилию. Возникнет комплекс неполноценности. У него был негативный опыт в 7-8 лет - он попытался проявить свое человеческое достоинство, он чувствовал, что является существом уникальным, что в мире нет такого как он. Он чувствовал совершенно верно, попытался утвердить свою уникальность, ценность, право иметь собственное мнение, но получил негативный опыт, может быть, этот опыт был неоднократным. Тогда у человека возникает страх на уровне подсознания, инстинктивного разума, он боится проявиться как самостоятельная личность, он не будет утверждать свое мнение. Так он будет проявляться всю жизнь.
Или же у этого ребенка возникнет ложная идея, что утверждать свое мнение в этом мире надо криком, насилием, протестом, агрессивностью. Вероятно, эта идея тоже войдет в область его подсознания, это будет программа на всю жизнь. Так будет проявляться инстинкт самосохранения. Он будет подсознательно чувствовать, что для того, чтобы сохранить и утвердить свою личность, надо проявлять насилие в этом мире.
Вы должны понимать, что в детском возрасте формируется личность, и дать возможность ей сформироваться в максимально гармоничных условиях, как можно больше проявлять поддержки, как можно больше одобрения, уважения к этой маленькой личности.
Ум человека и инстинктивная часть его в том числе - это орган приспособления к окружению. Если этот орган формируется не удачно (вы "забили") ребенка, и у него гипертрофированный, уродливый инстинкт самосохранения, может быть уродливый инстинкт продолжения рода, может быть уродливо разовьется стадный инстинкт), тогда проявления человека в социальной среде будут неудачными.

Если инстинктивные потребности не удовлетворяются, тогда возникает эмоциональный выплеск.
Если вы внимательно понаблюдаете, то увидите, что каждую нашу эмоцию можно соотнести с тем или иным инстинктом. Одинокая женщина, мы говорим "старая дева", злая и раздраженная. Почему такая женщина часто бывает злой и раздраженной? Потому, что неудовлетворен инстинкт продолжения рода, а может быть и сохранения жизни, может быть ей очень страшно существовать одной в этом мире. Неудовлетворенный инстинкт вызывает в ней постоянное негативное отношение к миру, к людям.
Когда унижают наше человеческое достоинство и когда у нас происходит выплеск раздражения, эмоциональный взрыв, когда мы испытываем чувство ненависти, злобы - это лишь проявляется стадный инстинкт. Мы подсознательно хотим в стаде жить спокойно.
Когда человек уверен в том, что его жизнь благоприятна? Когда у него хорошая семья, когда у него есть деньги - инстинкт самосохранения удовлетворен. Инстинкт продолжения рода чаще всего связан с нашей потребностью в любви, в детях, в нежности, в добрых чувствах. Неудовлетворенная потребность в любви трансформируется в потребность в искусстве: не хватает любви в жизни, не удовлетворен этот инстинкт, и человек ищет некоторую замену. Т.к. это сознание, т.е. энергия, которая требует выхода, то выплеск энергии может проявиться двояким образом. В форме скандалов, эмоциональных взрывов, или энергия расходуется на что-либо иное, например, творчество, активную общественную деятельность. Это очень часто происходит. Вспомните, Пушкина сослали в Болдино, он там прожил целую осень - инстинкт стадный и, вероятно, инстинкт продолжения рода был купирован, он ни с кем кроме своей няни не общался. И какая сублимация в творчестве!
Творческие люди очень часто неудачливы в личной жизни. Творчество - это сублимация энергий неудовлетворенных инстинктов. Энергия неудовлетворенного инстинкта может иметь два проявления: энергия проявляется в творчество; Энергия разрушает физическое тело, человек заболевает (неврозы, эмоциональные выплески, слезы, скандалы).
Это мы должны понимать, наблюдая окружающих людей. Это поможет нам быть милосердными. Если инстинкт не удовлетворен, энергия подавляется, и если попытка человека компенсировать эту энергию, т.е. направить энергию в какое-либо другое русло, предположим, в творчество, в какую-то физическую деятельность не удается, у человека искажаются, нарушаются отношения с окружающим миром. Он может заболеть - это истерия, неврозы, психозы. Человек совершенно не понимает, какие силы заставляют его таким образом проявляться, его буквально разносит, он может быть злобным, агрессивным, он может пойти на какое-либо преступление.
Ум в этом случае совершенно не контролирует поведение человека. Человек совершенно не в состоянии увидеть себя, оценить и приостановить. У любого человека, у которого есть проблемы с инстинктивной жизнью, неизбежно будут трудности в общении. Это может проявится в плаче, в воплях, в конвульсиях, иногда в сценах - это лишь выхлоп энергии. Этот выхлоп облегчает напряжение, иначе человека просто разорвет. Вы должны это понимать.



Обратно к содержанию


                                                                                                                                                             8-916-755-23-72                                                   2013-2017 © Эзотерический клуб - Путешественник                                          8-926-735-90-15
Создание  сайта - Seospecy.ru
Работает на Amiro CMS - Free